Дек 272011
 

Такие публикации появляются время от времени ,авторы описывают основательную подготовку и   удачные плавания с купанием и  ловлей рыбы. Наше плавание  существенно отличается от таких  описаний и может служить пособием «как  не   должно быть».

Сходить по этому маршруту захотелось сразу ,как узнал про него — почувствовать океанскую волну ,простор ,ветер .Да и переход   one way – тоже приятно ,надоели эти возвраты в точку выхода.

Для тех ,кто не в курсе- фирма  каждую осень перегоняет часть своих яхт с Пальмы де Мальорки ( Балеарские острова ) на Тенерифе (Канары ) через Мадейру , а весной, в апреле , обратно. Перегон длится 21 сутки .

Зимой на Канарах тепло и приятно и яхты востребованы. Поэтому , чтобы заинтересовать народ ,стоимость фрахта на перегон невысока , наша яхта стоила 3000 евро.

Маршрут естественным образом разбивается на три недельных этапа-  Пальма- Гибралтар ( 470мм –морских миль ), Гибралтар- Мадейра ( 630мм ), Мадейра-Канары ( 275 мм ) и по островам – сколько время позволит.

Прочитал несколько отчетов об этом  маршруте, о том как некто ВП тащил на буксире яхту с отказавшим двигателем по штилевому океану ( надо же, штиль ! ) о ветрах, преимущественно  север, северо-восток, о погоде. Решил, что идти нужно осенью ,в октябре- тепло и ветер попутный , не менее двух яхт совместно  ,мало ли что  случится ,все таки- океан ! ( Так ,знаю случай ,когда на волне лопнул штаг и мачта завалилась ) . Нужно не меньше  двух шкиперов на переход и  три  опытных человека , которых можно поставить за штурвал на вахте.  Яхта нужна достаточно мореходная ,не менее 42й ,например OCEANIS 423. Такие вот мечты…

Предложил знакомым шкиперам, думал – ухватятся, но нет, у всех свои планы. И  я  с горящими глазами обратился в две  фирмы ,с которыми  давно имел дело, арендуя яхты –помочь с набором экипажа на такой прекрасный маршрут.  Тут же получил категорические отказы с идентичной формулировкой-«это противоречит идеологии нашей фирмы».  Я лишился дара речи и не смог спросить, как плавание на яхте противоречит идеологии фирмы ,которая именно этим и занимается ?

Поразмыслив ,понял ,что они по своему правы. Это  яхтсмены  рвутся  в море и готовы  платить за это , а фирма должна зарабатывать деньги, и если недоберет 100-200 евро… то это  «противоречит идеологии»

Но сказано же –« не хлебом единым…»

Но вот нас  пятеро — примкнули два шкипера ,  Михаил и Денис 36 лет ,правда ,без опыта самостоятельного плавания и их женщины ,Марина и Катерина.. Денис ,Катя и Марина были со мной в Хорватии ,когда дунуло за 30 узлов и мы ,зарифившись ,носились по морю просто для удовольствия . Марина стояла за штурвалом и неплохо справлялась. А Денис в тот же год прошел  курс обучения и получил сертификат шкипера.

Михаил — опытный путешественник ,ходил на лыжах к Северному полюсу , в зимние походы, на надувном катамаране в одиночку у берегов Швеции . Михаил —  признанный наш кулинар — он очень воодушевился ,узнав ,что на яхте есть газовая духовка.

Дальнейшие настойчивые поиски мои дали плоды- появились два парня лет 30ти- Эдгар и Пётр, никогда не ходившие на яхте даже под Москвой ,но полные энтузиазма , и Лев Ульянский ,которого послало мне провидение за мою настойчивость. Со Львом мы давно в переписке ,есть общие знакомые ,человек ходил не раз в море ,позиционирует себя как штурман. Идет на все три недели.

Расклад такой- Михаил с Мариной вылетают в Испанию 16 окт , неделю катаются на серфах в Тарифе ,присоединяются к нам в субботу 23 окт в Гибралтаре и идут до Мадейры.  Денис с Катей прилетают в Малагу 20 или 21,путешествуют по Испании и идут на две недели Гибралтар –Мадейра -Канары.  Петр с Эдгаром идут на первую неделю.

Яхту   решили яхту брать недорогую , но мореходную . По соотношению цена/качество получилась четырехкаютная CYCLADES  43.4  — широкая ,с большим развалом бортов и ,как следствие ,тихоход .  Емкости маловаты – вода- 400литров , топливо 200. Топлива хватит лишь на полпути в океане , с водой тоже ограничения- женщины будут мыться через день , а мужчины раз в три дня. Терпимо.

Тем временем нашлись координаты того ВП ,который не раз ходил по этому маршруту и уже застолбил Океанис 50  , готов принять нас в свою кампанию и идти совместно.

Но наша яхта- тихоход ,надо расплачиваться за излишнюю ширину .

-Ничего страшного –говорит ВП – будем ждать вас. От сердца отлегло -мы не одни.

Согласовали выход на второй этап –23го окт во второй половине дня из новой марины  La Linea  в Гибралтаре ,в которой ВП советовал остановиться.

Золотой человек !

Знать бы ,как все обернется !

Итак , на первую и третью недели нас четверо, рассчитывать можно на двух- трех , включая меня .   Вот за вторую неделю я был спокоен- с такой то командой !

« Ходит пташка весело по тропинке бедствий ,

не предвидя от сего  никаких последствий»

К моменту выхода 16 октября собралось уже 5 яхт , от Баварии 50  до Бав 37., так что появился участник с близкой к нам скоростью, приятно. Программа такая- старт в ночь на 17 октября ,короткая стоянка меж Ибицей и Форментерой , в ночь выход на Картахену. Там сутки отдыха и в Сеуту ,где проведем сутки ,потом в  марину Гибралтара и в субботу 23- старт на Мадейру.

Наш самолет на Мадрид задержался на час , так что на  рейс из Мадрида на  Пальму де Мальорка не успели и улетели лишь к вечеру и в порту были со Львом, когда уже стемнело. Пётр и Эдгар летели через Барселону ,прилетели днем ,купили провизию. Представители фирмы ждали нас на пирсе и началась приемка в быстром темпе.

Завести мотор ,пусть работает ,распустить паруса , где предохранители ,выключатели и тп.? Тузик привязан на носу ,где весла ? Так  ,подвесной мотор…. Где масло для двигателя ,так ,..аварийный румпель ,дополнительные канистры под  солярку ,обещали запасные паруса… вот они. Ну и тд. Лев прекрасно знает английский ,и немного испанский ,что существенно ускорило приемку.

В начале 22го часа акт был подписан и я звоню ВП ( остальные яхты в другой марине )-                                    «мы готовы»

-к чему- раздается злобный голос

-к выходу- радостно сообщаю

-у нас проблемы с оплатой, выходим завтра утром. А вы можете идти  сейчас.

-нет уж ,давайте выйдем вместе.

И мы извиняемся перед фирмачами за суету и расслабляемся.

Выходим наутро  в начале  11го ,нас три лодки ,кто то ушел в ночь ,кто то рано утром .Странно… Диспозиция меняется- идем сразу в Картахену – 215 миль .

Часа  два идем на моторе ,осваиваемся. Так, лаг не работает…хорошо  картплоттер на палубе ,можем следить по GPS, очень удобно. И не раз  еще мы вспоминали с благодарностью ,что у нас картплоттер под рукой. Ещё я  взял с собой GPS-навигатор с цветным экраном- удобно использовать при подходе к марине , если картплоттер внизу , в кубрике. Этот прибор отказал через неделю.

Вышли из-под прикрытия берега и ветер поднимается довольно резво — 10 узлов, 12 .15…  Ставим паруса ,глушим двигатель, ветер усиливается , льет дождь , идем бакштаг правого галса. Две лодки понемногу уходят вперед. Конечно, 50-й Океанис  и 50-я Бавария ! Настраиваю паруса, попутно объясняю новичкам , ветер уже 23-25 узлов ,мы идем временами 10 узлов, вот уже 11 ! ( Правда ,это мгновенная скорость , например , при сходе с волны )

Правее нас ,примерно в  миле , берег, дальше по ходу мыс , а там открытое море до Ибицы.

Лев трудится за штурвалом как грузчик- яхта отчаянно приводится и он пытается держать её на курсе. Ветер усилился до 26-28 узлов , хорошо идем !

Раздается странный треск и Лев валится на палубу. Матросы поднимают его ,а я хватаюсь за штурвал- пусто, крутится свободно ! Яхта приводится до галфинда и   бодро несется к берегу. Растравливаю паруса ,  пытаюсь майнать геную ,кричу Льву –

— Аварийный румпель ! В левом рундуке !

Мельком вижу огромные глаза новичков. Ничего ,не сдрейфили ,помогают  нам . Конечно ,румпель на самом дне ,Лев рвет его оттуда , тот сопротивляется.

-Спокойно , Лева ,спокойно , у нас есть время.

Вот генуя убрана ,скорость слегка снизилась но и только . Грот прижало ветром и он не убирается ( у нас круизер ,грот уходит в мачту  и легко может «закусить «)

А в голове щелкает « одна миля- 10 минут.»  А при нашей скорости ещё меньше . Даже с растравленными парусами при ветре 28 узлов идем очень ходко. Сколько мы уже несемся к берегу ? Вот уже и прибой хорошо виден .

На палубу летят канаты ,канистры ,запасной якорь… Румпель не поддается .

— спокойно , Лев, у нас есть еще время… ПРАВДА  ,ЕГО НЕМНОГО…

Но вот румпель вырван из рундука ,а мы тем временем выбираем грота-шкоты ( почему раньше не сделали ? ) и яхта медленно ,нехотя приводится. Быстро убираем грот ,заводим

двигатель , уходим от берега. Уф !

Вызываю по рации ВП ,сообщаю , что  сломали рулевое управление и возвращаемся в марину на ремонт.

— Ну что, оттащить вас ?– грустно спрашивает ВП

-Да нет, сами дойдем

-Ну, догоняйте-

И ушли корабли, мои братья , мой флот.

Кто чувствительней – брызги сглотнули…

Без меня продолжался великий поход,

На меня ж парусами махнули.

Ну ,пошли назад. Черт , как туго эта  «кочерга « ходит. Долго не порулишь ,а идти еще часа 2-3. Звоним в контору- никого. Конечно , воскресенье ! Звоню в Москву дочери ,она копается в моей переписке с фирмой ,дозванивается ,нас ждут на пирсе. Приходим в 14-30., начинается ремонт . Мы порвали цепь ! Здоровенная такая ,от мотоцикла , на  30-40 лошадей рассчитана , но вот порвали же . На крыльчатку  лага побрызгали чем то , вряд ли поможет. Выяснилось ,что запасной якорь не прикреплен к цепи и не прикрепить — мочка заржавела ,а  цепь не прикреплена к канату.. И вот в таком виде нам это подсунули. Извинились ,принесли  мочки из нержавейки Позже выяснилось , что и весла тузика сломаны. Заодно вытребовали крышки от кастрюль- отсутствовали.

Попутно выясняется , что мы напрасно так мучились с этим румпелем  , у автопилота –свой привод , два здоровенных  цилиндра , похоже на гидропривод , как на машине.  Если б знали… А НАДО БЫЛО ЗНАТЬ ! Конечно , в открытом  море попробовали бы  включить «avto « , а в этой суете…

 

ДУБЛЬ 2

Выходим в  18 часов , идем на моторе. Руль ходит туго , яхта рыскает. Но по спокойной воде можно приноровиться. Но вот мы отходим миль 5…Ветер не так силен , как днем  — 12-16 уз, дождь кончился ,  ставим паруса и… и понимаем ,что управлять лодкой очень тяжело- цепь перетянута ,руль не встает в спутную струю , отпустишь штурвал-  нехотя поворачивается ,зажатый. Хуже того ,яхта совершенно не сцентрована , приводится даже с одной генуей ( как это вообще возможно ? )  и « висит « на руле. Не зря Лев так упирался ! Штурвал повернут на 40 -45 градусов , чтобы  вести лодку по прямой. Прибегаем к хитростям- геную перебрать , а грот  потравить . Становится чуть лучше, градусов на пять.. Ну а когда задует хорошо и волна в океане поднимется ? Мы же опять цепь порвем.

Ну что ,вернуться ? Ну ,отпустят они цепь ,легче ходить будет , но с центровкой- то что делать ? Мы же из-за этого и цепь порвали , все пытались её увалить. Мачту вперед уже не наклонить- у ахтерштагов  все отдано , да и не наклонять нужно ,а перенести мачту вперед сантиметров на 50  , что мало реально.

Сегодня ремонтировать не будут ,значит ,еще один день потерян, а может и не один.

К отплытию из Гибралтара можем не успеть и пойдем мы в океан одни…

Те же мысли, похоже , были и у  Льва , мы и не обсуждали эту ситуацию ,а нажали кнопку  AVTO.

А вот теперь сготовить поесть ,и салатик бы !  Рюмочку сейчас пропустить , а после обеда еще глоточек рома. И трубочку закурить.

И вот мы уже минуем злополучный мыс , ветер  16-18 уз в бакштаг ,для нашей широкобедрой лодочки это легкий бриз ,она почти не кренится ,идет 6.5 уз по GPS  ,лаг- то врет безбожно ,показывает 4 узла. Ладно ,в марине посмотрим. Как правило , дело не в самой крыльчатке  , а в том , что  на днище яхты в месте крепления трубки лага  образуется соляной нарост , который и тормозит крыльчатку. Нужно , вынув крыльчатку , срезать этот нарост ножом. После такой операции наш лаг заработал  , но занижал скорость и путь на 8 процентов.

А сейчас —   курс- на южную оконечность Форментеры !

Спадает напряжение предыдущего дня , все прекрасно ,жизнь налаживается.

….В кубрике что то запищало ,на приборном щите  мигает светодиод- аккумулятор разрядился ! Ну да ,автопилот питается от аккумулятора , а у нас еще цепь перетянута и аккумуляторы , похоже , старые.  Но все равно ,чтоб так быстро !?  Заводим двигатель ,пусть на холостых поработает. Не тут то было ! На ХХ напряжение генератора 13 вольт ,мало для зарядки ,поддаем до 1400 об/мин.  Теперь  генератор  заряжает аккумулятор , а автопилот разряжает , –кто кого ?  Генератор побеждает  и через 1,5-2 часа работы мы выключаем двигатель .

Аккумуляторов хватает на 3 часа днем и на  2 часа ночью ,когда горят ходовые огни. Отныне мы всегда идем в таком режиме, излишне сжигая топливо.

Новичков слегка укачивает и мы их не тревожим , так что они  много и долго спят , разленились и даже не готовят. Все прощаем за их мужественное поведение и искреннюю радость от путешествия.

За штурвалом ,вернее сказать- перед ним ,сидим  по очереди со Львом ,кто сколько сможет .Казалось бы ,что там сидеть ? Идет себе яхта на автопилоте . Так то оно так ,только на сильных ветрах автопилот « свихивается « и рулит черт-те куда. Мало того ,наш автопилот был особенно упрямым и злобным —  на приборе высвечивался нужный курс , которым  должны идти  , а в действительности- бог знает  что. Управление  отдавал не сразу после нажатия кнопки STANDBY , а долго упираясь , так что приходилось нажимать STANDBY- AVTO -STANDBY  2-3 раза. Да и с этим можно бы смириться , но у нас штурман есть !

Сразу перевел картплоттер в режим русского языка ! Я не знал ,что это возможно. Прокладывает курс до марины , ставит несколько промежуточных точек  , включает  TRACK  и яхта идет (должна бы идти ) ,сама поворачивая в нужных точках ,учитывая снос ,течение и тп.  И скорости течения ,сноса  и ветра показывает в разных цветах на экране. Казалось ,что скоро и швартоваться сама будет. Но , если уж автопилот

свихивался в положении  TRACK , то отдавать управление он не желал вовсе. Нажимаешь STANDBAY — высвечивает на долю секунды реальный курс , а потом опять прежние показания и штурвал из рук вырывает. Иногда кнопка STANDBY его отрезвляла , но чаще , потыкав её ,нужно было , бросив штурвал , рухнуть на колени , на уровень закрепленного картплоттера , и  два- три раза нажать кнопку «прекратить следование «. На все эти телодвижения нужно время , а счет иногда идет на секунды.

Так , шли мы , поставив стаксель  «на  бабочку «. Завели  на гик завал-таль из  15 мм  шкота .

Изменение курса заметили не сразу ,поняли ,когда гик задергался  , ветер пытался его перебросить . Пока боролись с автопилотом за управление , оболочка шкота лопнула и нити вытянулись , вот-вот порвется ! Но тут удалось повернуть штурвал . Так что спокойной жизни не было.

Приходим в Картахену 19го в 5 утра, спим до 10 ти  ,выползаем на свет божий- все яхты уже тут ,но в мнениях полный разлад. Похоже , собралась компания анархистов. Опять звонки , встречи на набережной … ВП с Антоном  ( Бавария 37 )собираются скоро выходить в Сеуту через Альборан- маленький островок с гарнизоном и капитан гарнизона решает , пустить вас на берег или нет. Кирилл (49 я ) и Федор (393я ) пойдут вдоль берега в Пунта дель Эсте. Берем координаты марины и уходим в город – чистый ,уютный город с неспешной жизнью , со старыми , хорошо сохранившимися домами и с новыми, хорошо вписавшимися в старый город.

Уходим в 19 часов одни, до марины 145мм ,ночью еще дует , а наутро- штиль ,жара ,все мы расслабились и тут море преподнесло дорогой подарок- дельфины и что то похожее на них. « Касатки» — решил Лев. Выключили мотор и по инерции подошли к трем животным-  пара с детенышем .Они заинтересовались нами ,тыкались мордой в борт ,никакого страха ! Удивительно приятное чувство – видеть этих больших  спокойных теплокровных животных . Их сородичи тоже подплыли к нам , их было больше 20и ! Большая тупая голова, толстое туловище и длинный тонкий хвост. Длина около 4- 4,5 метров, цвет темно бурый , брюхо светлое. Это не касатки , я вспомнил ,что есть отряд небольших ,до 5-6 метров , китов, называются гринды.

Вот я пишу эти строки , а жена в ужасе зовет меня к своему компьютеру- на Фарерских островах ( Дания )- молодежь убивает китов ,приплывших к берегу , это у них развлечение такое.! Киты совершенно беззащитны и доверчивы. Да ,это «наши « киты !  Там их убивают десятками , это отвратительно !

Тем приятнее вспоминать , как спокойны и дружелюбны были киты у берегов Испании ,там на них не охотятся.Мы провели с ними больше часа , а потом завели двигатель и на полном ходу направились к стае дельфинов ,круживших метрах в 200 от нас. Дельфины любят звук двигателя и скорость , они пересекали наш путь прямо перед форштевнем или проныривали поперек хода перед килем и вылетали в воздух ! Чудесное зрелище ! Порадовался за наших новичков , столько всего увидели они за это время.

В Пунта дель Эстэ пришли в  20 часов ,уже в темноте. Маленькая марина ,все места заняты ,только щель какая-то метра два шириной.  Нас окликнули  «Вадим ! Давай сюда.

Да-авай ,давай !»  И на руках втянули нас и дотащили до набережной ,расталкивая соседей. – Спасибо ,ребята !

И вот мы сидим в кафе на набережной , в 3х метрах от своей лодки.

—    А Фёдор где ?

-еще не пришел ,он двигатель почти не включает ,идет на парусах.

Утром обнаруживаем яхту  Федора- он идет вдвоем с женой , её укачивает , когда он спит ,непонятно.

Вечером выходим на Сеуту ( 95 миль ) и приходим туда рано утром. в пятницу

Ночью хорошо видны огни на берегу , Испания вся светится по ночам , но перед нами ,южнее- Марокко , и там огней почти нет. Даже непривычно. Отдельные слабые огоньки

« Дрожащие огни  усталых деревень «

А вот Сеута сияет огнями. Удивительное дело — Испания на африканском берегу ! Не менее удивительно , чем владения Британии в Гибралтаре — на территории Испании !

Осматриваем город ,жаль ,времени на это мало – к вечеру мы заправляемся   ( полный бак и 120 литров в четырех канистрах ) и ,сопровождаемые стаей мелких дельфинов , уходим в Гибралтар ,  в новую марину   La Linea , как и договорились ранее.

С кала Гибралтар –явление удивительное – огромная гора , к  вершине которой прицепилась чёрная туча и ,невзирая на ветер , держится на месте.. В глубине залива стоит много грузовых судов . Минуем британскую территорию и швартуемся  уже в темноте к понтонам, т.е. колебания уровня воды в прилив –отлив уже весьма  значительны.

Все идет по плану- Денис с Катей приезжают на яхту завтра утром, а Михаил с Мариной сидят неподалеку, в  ресторане Гонконг  и мы присоединяемся к ним. Ресторан  этот горячо всем рекомендую !Масса всякой китайской снеди ,морепродуктов, все очень вкусно , подходи , сколько хочешь.

Михаил сидит встревоженный  над компом , смотрит сводку погоды , хором с Мариной сообщают ужасную весть- на Мадейре дожди и циклон ! Скорость ветра 43 км/час ! И предлагают идти на север , вдоль Португалии , до Лиссабона.  .

-а потом нам  нужно будет пройти около 1000 миль до Канар за неделю ? Во имя чего ?

43 км/час это  22-23 узла ,мы испытали и больше , а за 5 дней , что мы пройдем до Мадейры , дожди кончатся.. Сомнения еще терзают Михаила , а  я звоню ВП , чтобы узнать ,где все и когда и где встречаемся.

-а мы в Сеуте- отвечает наш командор ; -выходим на Мадейру рано утром..

Та-ак !  А как же договоренности ? В субботу , в 15 часов ? Рано утром мы выйти не сможем , у Михаила с Мариной еще дела- нужно сдать серфы и прокатную машину. И продукты еще не закуплены !Я понял , что в океан мы пойдем в одиночку  , да и весь оставшийся путь тоже.проделаем одни.

Я вдруг испытал огромное облегчение ! Не надо никому звонить , что то согласовывать ,нервничать . СВОБОДЕН !

И как то света в зале прибавилось…И выяснилось ,что во-от там , подальше , стойка с сырыми продуктами , даже не ясно , что это такое , и их можно отнести вооот к тому окошечку и повар мгновенно пожарит их для тебя на раскаленной плите , у тебя на глазах . И ещё бутылочку пива- чудесно ! Жизнь действительно налаживается !  И все это великолепие обошлось в 16 евро на человека. .

ОКЕАН

Утром  уезжают Петр и Эдгар ,приезжают Денис с Катей , Лев добывает свежую сводку погоды , в полдень звонит Михаил и резким голосом сообщает , что без сводки погоды

они с Марией в море не выйдут !И это интеллигентный , мягкий Михаил ?  Отвечаю кротким голосом , что сводка у нас есть и она прекрасна ! Озадаченный Михаил кладет трубку и через 1,5 часа привозит на такси огромное количество еды  , которое мы целый час перетаскиваем в яхту. Спиртного , к сожалению ,нет , только пиво ( что это с Михаилом ?) , но на закупки уже нет времени- идет прилив , а ждать до вечера не хочу..

Выходим в 16 час , встречное  течение 1,5-2 узла и нарастает .Идем под мотором и понемногу поддаем обороты .К  времени выхода из пролива  , в 20 час , скорость встречного течения 4,2 узла , а наша реальная скорость 3- 3,2 ! Но вот берега Гибралтара расширяются , течение слабеет , мы выходим в океан .

Удивительно , но мы встретили очень мало судов и лишь одну яхту , пока шли по проливу , и несколько судов ночью. А потом- никого!

Михаил с Мариной пошли спать , сославшись на крайнюю усталость и бессонную ночь ( продукты закупали ? ) , Денис с Катей уже давно спят , опять мы со Львом одни ведем яхту. Ну , ладно ,выспятся и тогда…

Ночью слышим переговоры наших яхт по рации- ВП советует обходить сети траулера южнее. Через несколько часов мы проходим вблизи отмели (100 – 200м ) , где стоят эти сети. Они вытянулись почти на километр ,  огни их хорошо видны и  мы думали , что обходим , но почувствовали сильные удары по днищу- впоролись в сеть . По счастью , проскочили и с другой стороны увидели огни- до того они были не видны.

К 10 часам утра раздуло до 11-12 узлов , идем в бакштаг , почти галфинд 5- 5,3 уз.., прошли 103 мили. Вышел на связь Федор , к ним  в Гибралтаре присоединился третий , жалуются , что ветер сильный и качает. А нам ветра не хватает ! Ай да CYCLADES !

Позже выяснилось , что на яхте Федора  рухнула плохо закрепленная газовая плита и  пришлось её закрепить мертво , без  шарнира. Конечно , готовить на такой плите – мучение.

А волны разгуливаются , где то 2,5 м , но к нам  в кокпит не попадает ни капли. Однажды сшиблись две волны и обрушивающийся гребень пошел на наветренный борт , поднявшись над яхтой. Ну , думаю , сейчас даст ! и хватаюсь за поручень. Нет , волна мягко ушла под борт. Прекрасная мореходность !

Михаил пытается ловить рыбу _ выпускает воблера на удочке , затем другого , потом  с борта леску с « кальмарчиком» . . Не яхта , а рыболовецкий  сейнер ! Несколько часов  ловли не дали результата и при очередном «завихе» автопилота , борясь с ним за право управления , мы совершили полный круг и намотали на винт метров 40 лески ,.

К 21 часу раздуло до 22 уз , резкие порывы  до 28, волны выросли до 3 метров ,увеличился крен , рифились в темноте при свете луны , что то заело , в общем , несколько нервно В глазах Марины засветились тревожные огоньки. Не придал этому значения и пошел спать , чтобы ночью стать на вахту. Через час меня разбудил осунувшийся Михаил , просит подняться на палубу- нужно поговорить.

Наскоро одеваюсь , поднимаюсь по лесенке , мельком  оглядывая кубрик и  вижу  — в носовой каюте лицом к корме сидит Марина , замотанная в одеяло и глаза её светятся в темноте ! Михаил поднимается за мной и бормочет отрывистые , бессвязные фразы :

— это не моё…замкнутое  пространство …я никогда больше..

У штурвала сидит Лев с лицом  великомученика.

-что случилось?

-Марине плохо — отвечает Михаил — нужно вернуться назад , в Гибралтар. Я  оплачу      все  неустойки  и билеты .

Вот те на! У всех нас свои надежды , связанные с этим плаванием , яхта в порядке ( не считая проблем с штурвалом ) идем хорошим ходом. Пытаюсь как то разрядить обстановку , понимая , что это все ночные страхи , днем все забудется. Решающее слово произносит Денис , появившийся на палубе»

— Ещё чего ?-говорит он грубым голосом – нечего тут , знали ,на что шли.

На грубость возражать трудно ..Предлагаю подождать до утра и тогда решать.

— но мы продолжаем идти прежним курсом   ( да , и хорошо идем )

Объясняю , что идти назад , против ветра- это сильный крен , качка и явный дискомфорт .Идти галсами против ветра вдвое дольше , чем сюда шли. Если уж сейчас страшно…

Тем временем раздуло до 24 узлов. Галфинд ! Как бы мы сейчас понеслись ! Но что делать- рифимся наглухо и еле телепаем 3,5-4 узла. Конечно , с полными парусами качает меньше, но что поделаешь . А волны уже метра четыре, качает. До завтра !

Нас обгоняет Федор и уходит вдаль. Пусто , мы одни…

Михаил успокаивает Марину , Катю укачало и она не выходит из каюты , а Денис спит !

Опять  ведем яхту по очереди со Львом. Михаил с Денисом все таки появляются поочередно на палубе ,нам в подмогу. Все одели спасжилеты , пристегиваемся страховками. Хотя мы и поспали в La Linea , но усталость копится.- уже пошли третьи сутки

Наутро ветер утих до 14-16 уз , волны поменьше , солнце сияет. К 10 часам все выползают на палубу , даже Катя , которая уверяет ,что в каюте  ей лучше. Марина кутается в одеяло , но солнце греет ощутимо , одеяло сброшено, настроение улучшается.

Рифы отданы , идем 6-6,5 уз, прошли 250 миль от Гибралтара. О возвращении никто не заикается и Михаил идет готовить завтрак, плавно перетекающий в обед , а там и в ужин.

Обилие блюд потрясает, запомнилось лишь суп гаспаччо с гренками ( так ,между делом ), пицца Маргарита , изготовленная в духовке, мясо, запеченное в ней же и тд и тд .Впервые за время моих плаваний  задействована газовая духовка.

Ну хорошо . Жаль потерянного времени, но что уж теперь.  На Михаила надежды нет- очень переживает за Марину , но  вот  Дениса  бы  усадить  за штурвал. Но нет, отнекивается, выкручивается, похоже, просто боится . При этом мечтает вслух, как возьмет яхту  в Греции, пригласит родственников и … «и будет вам счастье «

Проснулся ночью от странного ощущения- ветер достаточно свежий , а идем под мотором. Поднимаюсь на палубу — Лев с тоскливым взглядом … паруса зарифлены…

— что случилось ?

-выбегала голая Марина…

-как голая ?

— ну, в развевающемся одеяле… Ей плохо, не может заснуть . Ну , вот…

Появляется Михаил , говорит тихо

— подождите ,сейчас она уснет

И перегнувшись ,громко говорит в кубрик:

— Марина,спи, все хорошо, все хорошо.

Эти заклинания действуют, Марина засыпает, глушим мотор, отдаем рифы. Поскакали с колпаками…

Два часа ночи, заступаю на вахту , Михаил развлекает меня , отгадываем кроссворды

В начале третьего он будит Дениса и отправляется спать- ему досталось сегодня. Денис появляется в спасжилете  и ,погуляв по кокпиту полчаса , цепляет страховку за перила банки  и засыпает на ней. Похоже , он спит часов 14-15 в сутки.. Поспав 3 часа , вскакивает и направляется к лесенке – « пойду разбужу Михаила «

— зачем ?

— я четыре часа на дежурстве ! – говорит он с надрывом.

Объясняю , что Михаил готовил весь день и  дежурил до 2-30.

— хочешь спать ? ну ложись на банку.

И Денис засыпает до утра.

Утром делаем себе со штурманом подарок- моемся в душе. Чудесно , как будто смыли с себя все неурядицы прошлых дней ! Никто не следует нашему примеру , даже женщины не моют голову, а сколько разговоров было на берегу !

Ветер 10-12 уз ,жарко , даже пришлось натянуть бимини. Все на палубе , Марина в купальнике , довольна жизнью . Михаил снова готовит , попутно пытаясь ловить рыбу.

На пятый день  27го окт ветер скис и мы пошли на моторе. Чуть севернее  и чуть ближе , чем Мадейра- маленький остров Порто-Санто.

— не возражает ли капитан…

— конечно , нет !

И вот мы на этом острове, во владениях Португалии. Солнце печет немилосердно , но есть кафе с кофе и мороженым и вообще все прекрасно !

Чудесный остров с белоснежными песчаными пляжами. Недаром Колумб , женившись на дочери губернатора Мадейры , поселился на этом острове .Отважный мореплаватель торговал сахаром- прибыльное дело!

На стене мола- забавные граффити. Здесь постоянно , каждый год ,собираются яхты , участвующие в гонках ARC.

Наутро заказываем экскурсию по острову на минивэне , длится 3 часа и , закупив сувениры , уходим на Мадейру. До неё 35 миль и приходим в марину уже в темноте.

Тесный длинный проход , заставленный яхтами , куда идти-непонятно. Но нас окликает знакомый голос – ВП ! Подсказывает , где встать , спрашивает , почему так долго ?..

Рассказываю про наши передряги , про Порто-Санто.

— А как остальные ? Все тут ?

— нет , Антон в Сеуте , чинит рулевое управление ( и этот тоже ! ) Починил , вышел      было , но вернулся. Там у него шестеренки стерлись , на месте не оказалось и теперь ждет. После ремонта  пойдет прямо на Канары.  ВП удивился , узнав , что мы прошли маршрут на авторулевом.. Конечно  капитану решать , чиниться или идти с такими заморочками,  как мы идем . Но неделю просидеть в Сеуте , в то время , как мы столько всего повидали !

Попивая пиво , договариваемся встретиться завтра утром ,посмотреть сводку погоды и решить , каким  путем, западным или восточным , идти на Канары.

Часа через  1,5 видим , как яхта ВП выходит в море. Мы даже не очень удивились. Похоже , ему удалось , наконец , собрать на яхте свою загулявшую команду и он решил не упускать этот шанс. Федор вышел ночью , Кирилл утром. А мы спустили тузик и Михаил отправился на рыбную ловлю- взять реванш на мелководье. Остальные пять человек втиснулись в Нисан Микро , взятый напрокат ,  и отправились по острову.  И так нам это понравилось , что провели мы на нём  трое суток.

Удивительный остров ! Внизу , у моря- субтропики. Солнце , жара , вечнозеленые растения , под кроной дерева  уместятся 8-10 машин. На вершине- тундра ! Низкорослые деревья , хилый кустарник  и мох. Холод , дожди и постоянный туман.

Дороги прекрасные , много длинных тоннелей. Лев настроил навигатор и уверенно ведет машину., хотя иногда ошибается ( трудно понять на ходу- это четвертый съезд  на кругу или пятый , как советует навигатор  ) И навигатор начинает выводить нас на верный курс  , Однажды я насчитал 5 ! левых поворотов подряд , но в итоге мы все таки вырулили на скоростную трассу. Мне иногда казалось , что он вдруг скажет :   — через сто двадцать метров дерните ручку ручного тормоза ! Или что то в этом роде.

Но нет ,терпение  навигатора безгранично !

Вечером пошли в кафе , поели и встретились с Михаилом , который взял машину , собрал вещи и готов везти Марину в гостиницу. Предлагаем провести ночь на яхте , распить бутылочку , пообщаться. Нет , бегут , как из чумного барака !

И мы путешествуем на машине вчетвером , уже узнаем нужные дороги и тоннели.

Лев заговорил на португальском, и приятная девушка поведала ему , что все эти тоннели и дороги заказало правительство Португалии лет десять назад , но денег за работу  частным фирмам на заплатило. Не то что у нас , где пилят  деньги в пять- десять раз выше нормальной цены , но дорог нет !

… Невольно подслушал телефонный разговор- Лев взял трубку   и сообщил : «я на шестнадцатом градусе  западной долготы». Вот это моряк !

Из достопримечательностей могу назвать вино Мадера (  мы же на Мадейре ! ),очень вкусное , водопад , высотой метров 800 , падающий в мрачное ущелье, и взлетно-посадочную полосу аэропорта , висящую в воздухе , опираясь на массивные столбы. Под ней проходит скоростная магистраль.

 

НА КАНАРЫ !

31го октября получаем прогноз — на западном пути северный , северо- восточный  ветер 20-25 узлов , на восточном- 25-30 , а на полпути до Лансароте стоит устойчивое  «пятно « шторма до 35 узлов. Выбираем западный путь – времени осталось мало , до Ла Пальмы 270миль , те двое суток , успеем посетить 2-3 острова.

Отходя от понтонов , обнаружили на палубе гайку. Тонкая гайка  М 8  , никуда не подходит…И мачта , вроде , не валится . Непонятно.. Ну, мало ли.

Отошли часов в  16-30 , вечереет , темнеет тут рано и быстро. Прошли на моторе около часа, пока ветер не задул и попытались поставить грот. Вытянули из мачты до половины и- стоп ! Заклинило. Уже темнеет , решили не рисковать  — закусит в мачте , потом не уберешь. А ветер уже 18 узлов , пошли на одной генуе в бакштаг и довольно ходко. Ночью раздуло до 24-28 ,временами 30 , так что и геную то приходилось рифить.Скорость 7,5 уз , временами 11.

Луны нет , темень ,ветер воет в снастях. До того таких звуков не слышал- вой , хохот , свист ,крики какие то., свихнуться можно. Луны уже нет , Deck Lighte  на мачте освещает кусочек палубы на носу , а яхта несется в полной тьме. Да еще эти звуки .Как то не по себе становится.

Лев  спит , Катя мается морской болезнью , так и не привыкла к качке , Денис перешел на 16- 18 часовой суммарный сон, на палубе появляется редко , не вполне адекватен. Так , появился ночью ,предложил сделать горячий чай. Я обрадовался .

-как ты справишься, качает сильно-

-да что там , налью в термос-

Пошел в кубрик , что то брякнуло… и тишина. Я посмотрел- газ не горит , чайник холодный , Дениса нет . Ну ладно , без чая.

Йо- хо хоо , рома бы сейчас …

Утром обнаружили на палубе странную деталь из силумина- полукруг с осью в нем. Так вот что держала та гайка- ось от ролика на каретке , что вытягивает грот. Гайка отвинтилась , ось вышла из   щёчки  и вырвала другую щеку. Ролик потерян , но нашли на яхте запасной блок, только закрепить не смогли- нужно было ось каретки снять , а там стопорный винт , а  возиться с этим надо при ветре  18 — 25 узлов , так и дуло  все время, и качка приличная. Так и шли на одной генуе , благо , ветер попутный.

На следующий день появился под утро Денис, когда мы были вдвоем со Львом , принес по бутерброду.  – горячего хотите ?

-да , конечно

История повторилась, заглянули в каюту –спит. Я понимаю , что нормальный человек не может в это поверить , но у меня свидетель есть !

В марину  Santa Crus острова La Palma пришли утром , средняя скорость 6,5 уз . Переход был очень тяжелый , все устали.

Поехали на такси по острову , заехали на вершину , в национальный парк . Тепло , хвойный ветер, приятное место. Большой щит посвящен урагану 2004 года , когда скорость ветра достигала160 уз ! Осталось много поваленных деревьев , которые пилят и вывозят до сих пор.   Ураган вышвыривал  яхты на берег как спички.

Поставили новый блок на каретку , все в порядке , грот выходит легко. Это каретка клинила без ролика.

Утром уходим на о-в  Гомера., курс  юго- восток ,ветер северо-восток 14 уз.

Идем в  бейдевинд с полными парусами , ветер усиливается до 22-26 уз , скорость 7-7,5 уз. Яхта кренится отчаянно , иногда до планширя , бедная Катя мается в каюте, лежа практически на борту. Автопилот пытается держать яхту на курсе и штурвал повернут на 90 град  При ветре больше 28 узлов автопилот сорвался и пришлось немного зарифиться. Но при  этом ветре скорость 8- 8,5 уз ! Удивительно приятно !

Гомера вся в облаках и тумане ,на горизонте , в 17 милях  виден огромный конус Тенерифе ,весь в облаках.

Пришли в марину в 18 часов , все занято , стали третьим « пыжом « к причалу

Наутро  посмотрел на включенные приборы- что за черт , ветер 11 уз ? Врет , конечно , на палубе не чувствуется. Может , там , наверху дует ? Спрашиваем соседа- что у них показывает ?  У нас , вот , 11. « А у нас прибор не работает « — отвечает . И  просит нас отодвинуться , они уходят. А ветер уже и на палубе почувствовался. Мы  отчалили , яхта соседей произвела какие то странные маневры и боковым ветром её нанесло на яхты , стоящие на другой стороне  узкой протоки.

Раздался треск , шкипер поддал газу и

прошелся бортом по  трем- четырем яхтам.  Дал задний ход и шарахнул еще две- три. Подъехал служитель на лодке , забросил два конца на яхту , оттащил , очумевший шкипер дал  полный газ и понесся к причалу , в который и врезался с треском. Начались разборки с потерпевшими , а мы встали на его место.

Тут мои воспоминания дают сбой , слишком много впечатлений за прошедшие дни .Всё  , переполнился. Помню только , что  днем как то развиднелось , поехали в горы. Помню  отчаянных мотоциклисток , носящихся на диких скоростях по серпантину.

Канары-острова удивительные, освоенные финикийцами еще до  Новой Эры , они добывали ( или покупали ) там пурпурный краситель- очень ценную краску по тем временам.. Потом на много столетий путь к островам был утерян.Я понимаю , что попасть на Канары с Африканского берега довольно просто- близко и ветер попутный. Но как назад то вернуться ? Недооцениваем мы древних мореходов.

Европейцы ( испанцы и португальцы ) появились там в 14 веке и были поражены обликом аборигенов- высокие люди с светлыми волосами- гуанчи. Как водится , местное население было истреблено и сейчас там живет низкорослый народ , говорящий по испански. Остров Гран Канария назван  Гран не потому ,что большой , а потому , что гуанчи сопротивлялись там наиболее отчаянно .  Местное население унаследовало от гуанчей язык свиста- СИЛЬБО ГОМЕРА -они ухитряются разговаривать свистом ( а свист , по свидетельствам очевидцев , оглушительный ) и переговариваться через ущелья.. Язык этот еще недавно был в ходу по всем  Канарским островам .Мы пробыли на Канарах 6 дней , но свиста не слышали ни разу. Зачем напрягаться , если есть мобильник ?

Вечером обнаружили немецкую яхту , пришвартовавшуюся к нам бортом . Команда собирается в город , когда вернутся- неизвестно. Решили отходить сейчас. Чтобы не повторять  утренние  «подвиги» , вызвали служителя и он  помог нам развернуться.

До марины   Radazul на Тенерифе   65  миль , ветер – крутой бейдевинд и ,плюнув на все , идем на моторе.  Дойдя до южной оконечности Тенерифе , поворачиваем на  север- северо- восток , ветер встречный ,  крутая волна  , об которую сильно бьется яхта и

автопилот от ударов срывается. Ахтерштаг от таких ударов дрожит еще секунды три- четыре. Снижаем скорость и в 10 утра  заправляемся в марине и сдаем яхту ,оставляя приемщику немыслимое количество еды , доставшееся еще от Михаила.

Рассказываем представителю фирмы о наших приключениях , о сожженной напрасно солярке, о трепаных нервах. Ну что может сказать представитель — рядовой сотрудник?

— это ваши проблемы

Ну, хорошо , все кончено , сидим на палубе , подняв бимини и спрейхуд ( впервые ) , чтобы защититься от солнца. Какое то чувство неудовлетворенности – вроде бы прошли

весь маршрут , все целы и яхта тоже , но слишко много неурядиц. Зародилась мысль- пройти этот маршрут на нормальной лодке с хорошим экипажем. А , может , не испытывать судьбу ? Она явно к нам благоволила .  Дождь был только в первый день , часа  два , ветер сильный , но вполне приемлемый , удивительно постоянный – все три недели дул с северо- востока , так что весь путь до Мадейры прошли одним галсом !

Не знаю , не знаю…  Но тогда , сидя на палубе в Radazyl  , обменялись со Львом  мнением « вот дали бы сейчас лодку- перегнать куда то – и пошли бы , верно ? Все равно , весь путь вдвоем вели.

Но вот мы стряхиваем с себя оцепенение от жары , берем в прокате две машины и отправляемся на вершину Тенерифе  — 3700м. Оставив машину , поднимаемся на фуникулере – типичная горнолыжная кабина  человек на 50 , Дикий пейзаж , нагромождение лавы , которая за 100 тысяч лет после извержения , создавшего Канары и Мадейру , так и не заросла лесом или мхом.. Холодно , резкий ветер , но солнечно , видно далеко. И там , вдали , такая  ровная полоса по горизонту…что это ? А это море ! С  нашей высоты  горизонт виден на расстоянии 120 миль! Удивительное ощущение.

Денис с Катей уезжают в аэропорт , а у нас со Львом еще два дня и по наводке всезнающего навигатора мы находим недорогую гостиницу- 32 евро на двоих  плюс 5 за подземный гараж для машины.  Окна номеров  в этом доме смотрят внутрь , т.е на лестничную клетку , украшением которой служат толстые трубы канализации ,выкрашенные в белый цвет. Трубы не идут по стене , а как бы парят в воздухе , ничем не подкрепленные , от них отходят разные уголки и коленца, уходящие в помещения- полный сюр !  Рядом – кафе , где мы завтракаем  на следующий день ( очень дешево ) и где Лев вечером  общался с посетителями- сплошь болельщиками мотогонок (футбол не интересовал совсем )  и выпил виски за один евро. В аэропорту при отлете та же доза стоила шесть.

Весь день колесим по острову , осмотрели  Оперный театр- Аудиторио -гордость Тенерифе.

Днём заехали на один из трех пляжей , что предложил наш (Лёвин ) навигатор .Это надо видеть ! Неровная каменная площадка размером 4 *8 метров , где жарятся на солнце человек восемь  и лесенка , уходящая  среди камней вертикально в море .  Море прекрасно , вода 24-25 градусов ,это в ноябре то , волны , ветер и никакого  свихнувшегося автопилота !

На следующий день нашли обычный пляж , с песком и спокойно провели оставшиеся три часа . Все , домой !

В Домодедово Льва встречал товарищ на машине и вот рано утром мы маемся в пробках и внимая советам навигатора  , оказываемся в Текстильщиках ( ! ) и все равно , в пробке. Домой я попадаю часов в 12 дня, все домашние гриппуют и я тоже заболеваю – дань смене климата .

Еще месяц я вижу тревожные сны про море и яхты.

И вот звонят друзья  узнать , как все прошло , жив ли ? И предложения- повторить переход.   Готов ли я ? Не знаю , не знаю … Но мой голос , опережая рассудок , отвечает :- да , конечно !

volНе шуми, океан, не пугай!
Нас земля испугала давно.
В светлый край- южный рай
Приплывем все равно!
 
Ты, Земля, стала твердью пустой,
Рана в сердце, седею, прости.
Это твой след такой,
Ну, забудь и пусти!
 
Южный  Крест там сияет вдали ,
С первым  ветром проснется компас…
Бог, храня корабли,
Да помилует нас…
 

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(обязательно)